ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 63RS0043-01-2025-000976-57 |
Дата поступления | 26.02.2025 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Судья | Арефьева Наталья Владимировна |
Дата рассмотрения | 25.03.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 26.02.2025 | 17:44 | 26.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 26.02.2025 | 17:48 | 26.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 27.02.2025 | 09:30 | Административное исковое заявление принято к производству | 28.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 27.02.2025 | 09:30 | 28.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 27.02.2025 | 09:30 | 28.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 25.03.2025 | 10:30 | № 25 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 28.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 08.04.2025 | 17:53 | 05.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 23.05.2025 | 15:18 | 23.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Закиркин Олег АНАтольевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | МИФНС № 23 по Самарской области | 6382082839 | 1216300026183 |
63RS0№-57
2а-1131/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2025 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Арефьева Н.В.,
при секретаре Алеевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-1131/2025 по административному исковому Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Закиркину О. А. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее МИФНС № по <адрес>) обратилась в суд с административным иском к Закиркину О.А. о взыскании задолженности.
В обоснование требований указано, что Закиркин О.А. в соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ обязан уплачивать установленные законом налоги. В связи с неуплатой ответчиком обязательных платежей налоговым органом налогоплательщику направлено требование, в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. Судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки отменен. До настоящего времени сумма обязательных платежей в бюджет не поступила.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, МИФНС № по <адрес> просит суд взыскать с Закиркина О.А. задолженность по требованию от <дата> № на общую сумму 21 489,42 рублей, из которых:
- пени в размере 21 489,42 рублей за период с <дата> по <дата>.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Административный ответчик Закиркин О.В. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, не уведомил суд об уважительности своей неявки в судебное заседание, не просил об отложении рассмотрения дела.
Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.
Исследовав письменные материалы дела, административное дело №а-3237/2024, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации
и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока. Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации
(в редакции Федерального закона Федерального закона от <дата>
№335-ФЗ) указаны фиксированные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации
(в редакции Федерального закона Федерального закона от <дата>
№335-ФЗ) определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
На основании пункта 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от <дата> N 263-ФЗ) неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Из материалов дела следует, что в связи с недоимкой по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и недоимкой по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование административным истцом в адрес ответчика направлялось требование № по состоянию на <дата>.
Срок уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 30289,15 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 132755,09 рублей и пени в сумме 32454,91 рублей по требованию № установлен налоговым органом срок до <дата>.
Указанное требования административным ответчиком не исполнено.
Установлено, что <дата> налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
<дата> мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-3237/2024
о взыскании с административного ответчика задолженности и пени
по требованию № от <дата> в сумме 21 489,42 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> от <дата> судебный приказ от <дата> по возражениям должника отменен. Ссылаясь на неисполнение обязанности по уплате страховых взносов и пени налогоплательщиком, <дата> налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Закиркина О.А. недоимки и санкций в принудительном порядке.
Статья 289 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций
суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом
или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
На основании пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пункте 1 (в части военной службы по призыву), пунктах 3, 5 - 8, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды прохождения военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от <дата> №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность освобождения адвоката от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за отдельные периоды, когда деятельность адвоката им фактически не осуществлялась, без государственной регистрации ее прекращения.
По смыслу данного пункта институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении адвокатов, приостановивших свою деятельность и не получающих дохода, с которого возможно исчисление налога.
Согласно положениям пунктов 4 и 6 статьи 16, пункту 4 статьи 17 Федерального закона от <дата> №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» решение о приостановлении, прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.
При этом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации
в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении, прекращении статуса адвоката уведомляет об этом
в письменной форме территориальный орган юстиции для
внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен или возобновлен, прекращен,
и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло
адвокатскую деятельность. Территориальный орган юстиции в десятидневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении, прекращении статуса адвоката в региональный реестр.
Частью 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации
(в ред. от <дата>) установлено, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого
месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской
палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах,
внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме
адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Из письма ФНС России N БС-4-11/965@ от <дата> следует, что период приостановления (возобновления) статуса адвоката необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений закона, период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката, необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что решение о приостановлении статуса адвоката принято <дата> (решение №/СП), <дата> статус
адвоката Закиркина О.А. прекращен (решение №/СП), в период с <дата> по дату прекращения статуса адвокатская деятельность им не осуществлялась.
Само по себе отсутствие заявления налогоплательщика об освобождении его от уплаты страховых взносов при отсутствии на законодательном уровне периода, в течение которого данное заявление должно быть представлено, не влечет за собой утрату права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, что являлось бы несоразмерным последствием с точки зрения цели установления данного института (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-КАД22-1-К1).
При указанных обстоятельствах взыскание страховых взносов лица, имеющего статус адвоката в отсутствие доказательств осуществления им адвокатской деятельности представляется сомнительным, поскольку противоречит принципам правового социального государства и не отвечает задачам административного судопроизводства, основной из которых является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
С учетом изложенного, при разрешении вопроса о возможности взыскания или освобождения Закиркина О.А. от уплаты страховых взносов следует исходить из предусмотренного пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
С учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного
Суда Российской Федерации от <дата> №-О, суд исходит из того,
что необходимые для предоставления права на освобождение
от уплаты страховых взносов сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов поступают
в налоговые органы от адвокатских палат субъектов Российской Федерации в рамках пункта 2 статьи 85 НК РФ, и непредставление Закиркиным О.А. в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов препятствием к принятию судом решения об отсутствии оснований для взыскания с Закиркина О.А. сумм страховых взносов за спорный период не является.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
В постановлении от <дата> N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <дата> N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех обязательных платежей, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> по делу №а-2326/2023, вступившими в законную силу, налоговому органу отказано во взыскании с Закиркина О.А. задолженности по страховым взносам за 2022 год на обязательное пенсионное страхование в размере 7963,09 руб., пени в размере 394,05 руб., и на обязательное медицинское страхование в сумме 2026,55 руб. пени в размере 100,28 руб.99 коп.
Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> по делу №а-1711/2024, вступившими в законную силу, налоговому органу отказано во взыскании с Закиркина О.А. задолженности по страховым взносам по требованию от <дата> № на общую сумму 43173,65 руб., в том числе: пени в размере 25058,73 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 6758,31 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 8362,61 руб.
Исходя из того, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование не уплачены налогоплательщиком и не взыскана налоговым органом в принудительном порядке, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе налоговому органу в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Закиркину О. А. о взыскании недоимки по требованию от <дата> № на общую сумму 21 489 (двадцать одна тысяча четыреста восемьдесят девять) рублей 42 копейки, из которых: пени в размере 21 489,42 рублей за период с <дата> по <дата> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Арефьева Н.В.
Копия верна.
